Компетенции ведущего
восстановительных программ
(медиатора),
формируемые в результате обучения.
Координатор (куратор/руководитель) Службы примирения должен:
- уметь проводить восстановительные программы (медиации) в соответствии с принципами восстановительного подхода;
- удерживать нейтральную и рефлексивную позицию в конфликтной ситуации, соблюдать принципы конфиденциальности и добровольности;
- владеть коммуникативными техниками и удерживать доверительный контакт со сторонами, создавать безопасную атмосферу на встрече со сторонами, в том числе в эмоционально накаленной конфликтной атмосфере, при манипуляции и психологическом давлении; уметь нейтрализовать сильные негативные эмоции и оскорбительные высказывания;
- создавать условия для взаимопонимания между участниками конфликтной ситуации;
- передавать сторонам ответственность за достижение соглашения по выходу из проблемной ситуации/конфликта с учетом принципов восстановительного и медиативного подходов;
- регулировать участие и роль родителей (законных представителей) и специалистов (педагогов, психологов, администрации) в восстановительной программе (медиации);
- владеть навыками рефлексии и описания работы со случаем;
- оформлять документы в соответствии с требованиями законодательства, юридической практикой и стандартами оформления деловых документов для передачи его в орган, принимающий официальное решение по данной ситуации (педагогический совет, администрация школы, конфликтная комиссия образовательного учреждения, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, суд и т. д.);
- включать элементы восстановительных программ (медиации) и интегрировать их в деятельность разных специалистов при сохранении принципов восстановительного и медиативного подходов.
Координатор (куратор, руководитель) и специалист Службы вправе отказаться от проведения программы примирения или любой другой восстановительной программы (медиации) в случае недостаточной квалификации или невозможности обеспечить безопасность процесса.
Порядок организации деятельности школьной службы примирения в образовательном учреждении
1. Принятие администрацией школы решения о создании Школьной службы примирения (далее – ШСП).
а) обсуждение вопроса с административной командой, педагогическим коллективом данного решения;
б) определение кандидатуры куратора ШСП;
в) организация обучения.
2. Включение в должностную инструкцию сотрудника – куратора службы обязанностей по организации работы и дальнейшему развитию службы.
3. Подписание приказа о создании службы.
4. Разработка и утверждение Положения о Школьной службе примирения.
5. Анализ информации о конфликтах и способах реагирования на конфликты (число конфликтов, число административных вмешательств, отношение педагогов к конфликтам).
6. Информационная компания:
- Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки педагогического коллектива (классных руководителей);
- Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки родителей;
- Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки учеников;
- Выпуск информационного стенда, плаката или статьи в школьной газете о создании ШСП, на сайте школы.
7. Привлечение к работе ШСП школьников:
- Отбор школьников на участие в базовом семинаре;
- Проведение базового семинара;
- Создание клуба примирения и регулярные встречи детско-взрослой команды Школьной службы примирения.
8. Обсуждение и формулирование командой службы примирения ценностей, которые служба собирается нести в свою школу.
9. Доработка и принятие документов (на основе типовых), регламентирующих работу службы (примирительный договор, заявка, регистрационная карточка и пр.).
10.Работа службы по разрешению поступающих конфликтных ситуаций в соответствии с порядком. Ведение регистрационного журнала для дальнейшего мониторинга. Написание отчетов по форме.
11. Обсуждение с администрацией и педагогами результатов работы службы, путей ее улучшения и влияния ШСП на школу.
12. Обобщение и анализ опыта. Заполнение мониторинга работы службы и «срезов» количества конфликтов и способов реагирования на конфликты в школе. Итоговая оценка эффективности деятельности Школьной службы примирения.
Перечень документов, регламентирующих деятельность школьных служб примирения
в Тамбовской области
№ |
Критерий |
Документальное подтверждение |
1 |
Нормативные правовые акты федерального уровня в регламентирующих деятельность школьных служб примирения |
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся») https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=476106 2 .Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 3. Стратегия комплексной безопасности детей в РФ на период до 2030 г. (указ Президента РФ от 17 мая 2023 г. №358) https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1100&documentId=40846 4. методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации (письмо от 28.04.2020 ДГ-375/07 «О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») 5. Рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации (письмо от 14.08.2024 № ДГ-1333/07) для педагогических работников образовательных организаций, специалистов в области воспитания и профилактики девиантного поведения несовершеннолетних по использованию медиативных технологий в социальных сетях https://disk.yandex.ru/i/Z4U52zbrwf-ejg 6. Межведомственный план комплексных мероприятий по реализации Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до 2025 года |
2 |
Нормативные правовые акты регионального уровня |
1.приказ Министерства образования и науки Тамбовской области от 21.06.2023 № 1508 «Об отмене действия приказа от 29.05.2015 №1735 «О расширении сети и инфраструктуры социальных услуг для детей и семей с детьми в рамках реализации программы Тамбовской области «Защитим детей от насилия» на 2015-2017 годы» https://disk.yandex.ru/i/KLi5fwwmxH8HoA 2.план мероприятий («дорожная карта») по развитию сети школьных служб примирения в образовательных организациях Тамбовской области на период до 2025 года утвержденный приказом Министерства образования и науки Тамбовской области от 21.06.2023 №1508 https://disk.yandex.ru/i/KLi5fwwmxH8HoA 3.перечень основных мероприятий региональной программы Тамбовской области «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Тамбовской области» на 2022-2026 годы утвержденный приказом Министерства образования и науки Тамбовской области от 02.08.2022 г. №2008/118/322/98/1033 4.Комплекс мер Тамбовской области по развитию системы оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, обеспечения безопасности детей на 2022-2023 годы (утвержден распоряжением администрации Тамбовской области от 12.07.2022 № 515-р) |
3 |
Нормативно-правовые документы локального уровня по вопросам организации деятельности школьных служб примирения. Список ежегодно направляется в отделы образования муниципальных кругов в виде информационных кейсов и опубликован на портале «Подросток и общество» в разделе «Школьные службы примирения» https://podrostok.68edu.ru/wp-content/uploads/2019/01/Primernyj-spisok-dokumentov-SHSP.pdf |
1. Приказ о создании ШСП в образовательной организации 2. Положение о ШСП 3. План работы ШСП (утвержденный директором ОО) с включением разделов: работа с учащимися; работа с родителями; работа с педагогическими работниками и др. 4. Информационная карта ШСП 5. Схема социального партнерства ШСП в муниципалитете 6. Приложение к схеме: поименный список партнеров из ведомств и организаций с указанием должностей, контактными телефонами, эл. почтой 7. Журнал регистрации конфликтных ситуаций, отработанных ШСП 8. Примирительный договор 9. Методические материалы по ведению программ примирения с использованием восстановительного подхода (этапы, содержание деятельности) 10. Отчетная документация о деятельности ШСП (отчеты, мониторинги) 11. Банк разработок тематических мероприятий информационной кампании с целевыми группами (детьми, родителями, педагогами) 12. Образцы продуктов социальной рекламы, созданных в ходе работы ШСП (буклеты, памятки, листовки) 13. Фотоматериалы, свидетельствующие о деятельности ШСП 14. Публикации в СМИ о деятельности ШСП (оригиналы и/ или копии) 15. Программа обучения учащихся в Школе юного медиатора 16. График занятий в Школе юного медиатора с отв. лицами за проведение занятий 17. Список обучающихся в Школе юного медиатора 18. Формы благодарностей, сертификатов обучающимся в Школе юного медиатора (формирование системы заслуженного поощрения) 19. Список учащихся, состоящих на учете в ПДН, внутришкольном учете с указанием класса, причины постановки на учет (для включения в составе интегрированных групп в мероприятия, направленные на профилактику правонарушений, снижение тревожности и агрессивности, повышение информированности в вопросах коммуникации на конструктивной основе) 20. Презентация деятельности ШСП в образовательной организации (в Power Point) |
4 |
Практики работы школьной службы примирения |
Технологии: «Восстановительная медиация», «Круги сообщества», «Семейная встреча» Региональные информационные ресурсы: Раздел на Интернет-портале «Подросток и общество» (https://podrostok.68edu.ru/?page_id=2373); региональный банк эффективных практик, направленных на профилактику проявлений различных видов деструктивного поведения в подростковой среде, и их внедрение в систему дополнительного образования детей Тамбовской области (https://lyl.su/OAXa); видеовыпуски проекта «ВТочку» (https://podrostok.68edu.ru/?page_id=14145), Региональные проекты: Ежегодный конкурс школьных служб примирения для обучающихся и педагогов Региональный проект «Школа юного медиатора» Региональный проект по профилактике девиантного поведения и пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся «В точку»; |
Родителям о ШСП
ИЗ ОПЫТА НАШЕЙ ШСП:
КЛАССНЫЙ ЧАС
- ДОБРЫЕ ДЕЛА ЖИВУТ В ВЕКАХ
- ДРАКА
- ДРУЖБА
БЕСЕДЫ
- О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ОДНОКЛАССНИКАМИ
- О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ
- ЖИЗНЬ КАК ЦЕННОСТЬ
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В ШСП
- КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ
- УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК
- СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ