МБОУ «Новолядинская СОШ»
р.п. Новая Ляда, Тамбовский муниципальный округ
  • Школьная служба примирения

    Компетенции ведущего
     восстановительных программ        
       (медиатора),
     формируемые в результате обучения.

    Координатор (куратор/руководитель) Службы примирения  должен:
    -­    уметь проводить восстановительные программы (медиации) в соответствии с принципами восстановительного подхода;
    ­ -   удерживать нейтральную и рефлексивную позицию в конфликтной ситуации, соблюдать принципы конфиденциальности и добровольности;
    ­ -   владеть коммуникативными техниками и удерживать доверительный контакт со сторонами, создавать безопасную атмосферу на встрече со сторонами, в том числе в эмоционально накаленной конфликтной атмосфере, при манипуляции и психологическом давлении; уметь нейтрализовать сильные негативные эмоции и оскорбительные высказывания;
    ­-    создавать условия для взаимопонимания между участниками конфликтной ситуации; 
    ­ -   передавать сторонам ответственность за достижение соглашения по выходу из проблемной ситуации/конфликта с учетом принципов восстановительного и медиативного подходов;
    ­ -   регулировать участие и роль родителей (законных представителей) и специалистов (педагогов, психологов, администрации) в восстановительной программе (медиации);
    ­-    владеть навыками рефлексии и описания работы со случаем;
    ­  -  оформлять документы в соответствии с требованиями законодательства, юридической практикой и стандартами оформления деловых документов для передачи его в орган, принимающий официальное решение по данной ситуации (педагогический совет, администрация школы, конфликтная комиссия образовательного учреждения, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, суд и т. д.);
    ­ -   включать элементы восстановительных программ (медиации) и интегрировать их в деятельность разных специалистов при сохранении принципов восстановительного и медиативного подходов.
    Координатор (куратор, руководитель) и специалист Службы вправе отказаться от проведения программы примирения или любой другой восстановительной программы (медиации) в случае недостаточной квалификации или невозможности обеспечить безопасность процесса.

    Порядок организации деятельности школьной службы примирения в образовательном учреждении


     1. Принятие администрацией школы решения о создании Школьной службы примирения (далее – ШСП).
    а) обсуждение вопроса с административной командой, педагогическим коллективом данного решения;
    б) определение кандидатуры  куратора  ШСП;
    в) организация обучения.
    2. Включение в должностную инструкцию сотрудника – куратора службы обязанностей по организации работы и дальнейшему развитию службы.
    3. Подписание приказа о создании службы.
    4. Разработка и утверждение Положения о Школьной службе примирения.
    5. Анализ информации о конфликтах и способах реагирования на конфликты (число конфликтов, число административных вмешательств, отношение педагогов  к конфликтам).
    6.  Информационная компания:
    - Информационные сообщения (презентации) для получения  одобрения и поддержки  педагогического коллектива (классных руководителей);
    - Информационные сообщения (презентации) для получения  одобрения и поддержки родителей;
    - Информационные сообщения (презентации) для получения  одобрения и поддержки  учеников;
    - Выпуск информационного стенда, плаката или статьи в школьной газете о создании ШСП, на сайте школы.
    7. Привлечение к работе ШСП школьников:
    - Отбор  школьников на участие в базовом семинаре;
    - Проведение базового семинара;
    - Создание клуба примирения и регулярные встречи детско-взрослой команды Школьной службы примирения.
    8. Обсуждение  и формулирование командой службы примирения ценностей, которые служба собирается нести в свою школу.
    9. Доработка и принятие   документов (на основе типовых), регламентирующих работу службы  (примирительный договор, заявка, регистрационная карточка  и пр.).
    10.Работа службы по разрешению поступающих  конфликтных ситуаций в соответствии с порядком.  Ведение регистрационного журнала для дальнейшего мониторинга. Написание отчетов по форме.
    11. Обсуждение с администрацией и педагогами результатов работы службы, путей ее улучшения и влияния ШСП на школу.
    12. Обобщение и анализ опыта. Заполнение мониторинга работы службы и «срезов» количества конфликтов  и способов реагирования на конфликты в школе.  Итоговая оценка эффективности деятельности  Школьной службы примирения.
     

    Перечень документов, регламентирующих деятельность школьных служб примирения
    в Тамбовской области

     

    Критерий

    Документальное

    подтверждение

    1

    Нормативные правовые акты федерального уровня в регламентирующих деятельность школьных служб примирения

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся»)

    https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=476106

    2 .Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
     
    https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=216147

    3. Стратегия комплексной безопасности детей в РФ на период до 2030 г. (указ Президента РФ от 17 мая 2023 г. №358)

    https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1100&documentId=40846

    4. методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации (письмо от 28.04.2020 ДГ-375/07 «О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)
     
    https://kovmr.ru/wp-content/uploads/2023/06/Методические-рекомендации-Медиация-в-школе.pdf

    5. Рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации (письмо от 14.08.2024 № ДГ-1333/07) для педагогических работников образовательных организаций, специалистов в области воспитания и профилактики девиантного поведения несовершеннолетних по использованию медиативных технологий в социальных сетях

    https://disk.yandex.ru/i/Z4U52zbrwf-ejg

    6. Межведомственный план комплексных мероприятий по реализации Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до 2025 года
     
    https://irkobl.ru/sites/kdnizp/mediacia/NPA%20mediacia/Plan%20midiaciya%20do%202025.pdf

    2

    Нормативные правовые акты

    регионального уровня

    1.приказ Министерства образования и науки Тамбовской области от 21.06.2023 № 1508 «Об отмене действия приказа от 29.05.2015 №1735 «О расширении сети и инфраструктуры социальных услуг для детей и семей с детьми в рамках реализации программы

    Тамбовской области «Защитим детей от насилия» на 2015-2017 годы»

    https://disk.yandex.ru/i/KLi5fwwmxH8HoA

    2.план мероприятий («дорожная карта») по развитию сети школьных служб примирения в образовательных организациях Тамбовской области на период до 2025 года утвержденный приказом Министерства образования и науки Тамбовской области от 21.06.2023 №1508

    https://disk.yandex.ru/i/KLi5fwwmxH8HoA

    3.перечень основных мероприятий региональной программы Тамбовской области «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Тамбовской области» на 2022-2026 годы утвержденный приказом

    Министерства образования и науки Тамбовской области от 02.08.2022 г. №2008/118/322/98/1033

    https://city.tambov.gov.ru/fileadmin/user_upload/org/opek/Perechen_meroprijatii___prilozhenie_k_programme.pdf

    4.Комплекс мер Тамбовской области по развитию системы оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, обеспечения безопасности детей на 2022-2023 годы

    (утвержден распоряжением администрации Тамбовской области от 12.07.2022 № 515-р)

    https://goo.su/6NQx6k

    3

    Нормативно-правовые документы локального уровня по вопросам организации деятельности школьных служб примирения.

    Список ежегодно направляется в отделы образования муниципальных кругов в виде информационных кейсов и опубликован на портале «Подросток и общество» в разделе «Школьные службы примирения» https://podrostok.68edu.ru/wp-content/uploads/2019/01/Primernyj-spisok-dokumentov-SHSP.pdf

    1. Приказ о создании ШСП в образовательной организации

    2. Положение о ШСП

    3. План работы ШСП

    (утвержденный директором ОО) с включением разделов:

    работа с учащимися; работа с родителями; работа с педагогическими работниками и др.

    4. Информационная карта ШСП

    5. Схема социального партнерства ШСП в муниципалитете

    6. Приложение к схеме: поименный список партнеров из ведомств и организаций с указанием должностей, контактными телефонами, эл. почтой

    7. Журнал регистрации конфликтных ситуаций, отработанных ШСП

    8. Примирительный договор

    9. Методические материалы по ведению программ примирения с использованием восстановительного подхода (этапы, содержание деятельности)

    10. Отчетная документация о деятельности ШСП (отчеты, мониторинги)

    11. Банк разработок тематических мероприятий информационной кампании с целевыми группами (детьми, родителями, педагогами)

    12. Образцы продуктов социальной рекламы, созданных в ходе работы ШСП (буклеты, памятки, листовки)

    13. Фотоматериалы, свидетельствующие о деятельности ШСП

    14. Публикации в СМИ о деятельности ШСП (оригиналы и/ или копии)

    15. Программа обучения учащихся в Школе юного медиатора

    16. График занятий в Школе юного медиатора с отв. лицами за проведение занятий

    17. Список обучающихся в Школе юного медиатора

    18. Формы благодарностей, сертификатов обучающимся в Школе юного медиатора (формирование системы заслуженного поощрения)

    19. Список учащихся, состоящих на учете в ПДН, внутришкольном учете с указанием класса, причины

    постановки на учет (для включения в составе интегрированных групп в мероприятия, направленные на профилактику правонарушений, снижение тревожности и агрессивности, повышение информированности в вопросах коммуникации на конструктивной основе)

    20. Презентация деятельности ШСП в образовательной организации (в Power Point)

    4

    Практики работы школьной службы примирения

    Технологии: «Восстановительная медиация», «Круги сообщества», «Семейная встреча»

    Региональные информационные ресурсы:

    Раздел на Интернет-портале «Подросток и общество» (https://podrostok.68edu.ru/?page_id=2373);

    региональный банк эффективных практик, направленных на профилактику проявлений различных видов деструктивного поведения в подростковой среде, и их внедрение в систему дополнительного образования детей Тамбовской области (https://lyl.su/OAXa);

    видеовыпуски проекта «ВТочку» (https://podrostok.68edu.ru/?page_id=14145),

    Региональные проекты:

    Ежегодный конкурс школьных служб примирения для обучающихся и педагогов

    Региональный проект «Школа юного медиатора»

    Региональный проект по профилактике девиантного поведения и пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся «В точку»;


     Родителям о ШСП
     
    ИЗ ОПЫТА НАШЕЙ ШСП:
     
    КЛАССНЫЙ ЧАС
    - ДОБРЫЕ ДЕЛА ЖИВУТ В ВЕКАХ
    - ДРАКА
    - ДРУЖБА
     
    БЕСЕДЫ
    - О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ОДНОКЛАССНИКАМИ
    - О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ
    - ЖИЗНЬ КАК ЦЕННОСТЬ
     
    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В ШСП
    - КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ 
    - УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК
    - СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie